Оценка бренда по методу Гудвилла

Одним из самых актуальных активов компании при  выполнении ее оценки является интеллектуальная  собственность. В ряде случаев ее значение и стоимость может  значительно превосходить все другие материальные активы  компании. В частности это относится к организациям,  которые предлагают наукоемкую продукцию, а также  обеспечивают при этом своеобразную деловую репутацию  компании. К тому же оценка бренда актуальна в том случае,  если имеется специально разработанный товарный знак,  который также подлежит изучению и анализу. К активам  следует в том числе отнести и различную техническую  документацию, многочисленные торговые марки и бренды,  репутацию компании, лицензии и сертификаты. Относится к  данному перечню также и франшизы, многочисленные  созданные специалистами компании патенты и даже ноу-хау.

Оценка патентов и лицензий

В современных условиях компании просто обязаны  обладать интеллектуальной собственностью. В качестве нее  выступает не только деловая репутация, но и имеющиеся в  распоряжении организации патенты и лицензии. Они оказывают большое влияние на рост продаж, увеличивают спрос на услуги, а также дают компании неоценимые конкурентные преимущества, позволяя стать лидером в своем сегменте рынка.

Для чего нужна оценка?

Патенты и лицензии являются весомой частью нематериальных активов компании, поэтому адекватная оценка их стоимости не только желательна, но и необходима. Определение истинной стоимости объектов нематериальных активов поможет правильно распорядиться правами на них, грамотно ввести их в коммерческий оборот и извлечь из факта обладания интеллектуальными правами желаемую прибыль. Именно поэтому доверять оценку патентов и лицензий следует только профессионалам, успешно ведущим свою деятельность на рынке на протяжении длительного времени и обладающим всеми ресурсами, необходимыми для проведения оценочных мероприятий.

Этапы оценки

Оценка начинается с анализа документации, устанавливающей права компании в отношении оцениваемого объекта, и его описания, имеющегося в распоряжении компании. К сожалению, не всегда эти действия позволяют разобраться в сущности патента, понять, грамотно ли подтверждены в отношении него юридические права, а также определить его истинную стоимость.

Самыми распространенными факторами, влияющими на стоимость лицензии, являются ее длительность, географический охват (распространенность), эксклюзивность, а также качество и технологическая сложность патента. На стоимость патента огромное влияние могут оказать такие моменты, как:

  • наличие выданных лицензий на его использование;
  • имеющиеся судебные разбирательства в отношении объекта оценки;
  • иные обременения или тяжбы.

Отсутствие рынка интеллектуальной собственности способствует тому, что оценщик не может определить стоимость патента, исходя из цен, по которым были совершены сделки по аналогичным объектам интеллектуальной собственности. Также невозможно сопоставить желаемую цену патента с текущими предложениями по покупке или продаже сходных по характеристикам объектов.

Поэтому обычно на втором этапе оценки применяется затратный подход. Он заключается в суммировании произведенных затрат на разработку и получение патента или лицензии. Основной проблемой при использовании затратного подхода становится то, что сумма произведенных расходов практически никак не сказывается на полезности приобретенного нематериального актива и его способности приносить прибыль своим владельцам.

Именно поэтому на третьем этапе производится корректировка планируемой стоимости патента или лицензии. Она осуществляется путем применения доходного подхода, который заключается в определении суммы доходов, уже полученных от использования нематериального актива, или планируемых к получению в будущем.

Деловая репутация

Понятие деловой репутации напрямую связано с нематериальными активами предприятия. Деловая репутация учитывается в их составе на балансе предприятия как разница между его фактической стоимостью и стоимостью, которую готов уплатить покупатель на рынке. То есть становится понятно, что по балансу цена фирмы определяется как стоимость его чистых активов, то, что есть в наличии на бумаге и по факту в реальности. А вот цена, которую готов отдать покупатель фирмы в случае её покупки может быть выше или ниже. Она зависит от имиджа или впечатления, которое имеет компания в данном сегменте. Положительная деловая репутация зависит от степени доверия партнеров к фирме, от того, насколько они уверены в дальнейшем взаимовыгодном сотрудничестве. Отрицательную разницу, напротив, создают недоверчивость партнеров, демонстрация неудачного, провального ведения бизнеса. Поэтому деловую репутацию принято называть «гудвиллом», что означает в дословном переводе с английского «хороший вид».

Оценка ноу-хау

Обладание ноу-хау способно превратить незначительную, малоприбыльную компанию в лидера не только отечественного, но и глобального рынка. Тот, кто обладает знаниями – владеет миром. В современном понимании значение ноу-хау вышло далеко за рамки традиционного «знаю как». Сейчас это понятие включает в себя коммерческую тайну и секрет производства. На балансе предприятия учитывают ноу-хау в составе нематериальных активов и относятся к нему как к величайшему достоянию своего бизнеса. Однако это достояние ценно до тех пор, пока о нем никто не знает. Поэтому к вопросу оценки стоимости ноу-хау фирмы, заботящиеся о своей прибыльности и конфиденциальности информации, подходят со всей тщательностью и ответственностью.

Сама оценка стоимости ноу-хау представляет из себя целый комплекс управленческих, административных, финансовых и технических знаний, направленных на точное установление стоимостного значения этого нематериального актива.

Когда нужна оценка стоимости ноу-хау:

  • в случае страхования;
  • в процессе кредитования для определения стоимости залога;
  • при проведении переоценки или дооценки;
  • в судебных случаях при определении возмещения ущерба;
  • при внесении паевого взноса в уставный фонд;
  • в случае продажи ноу-хау;
  • при реорганизации деятельности фирмы;
  • в случае определения имущественных прав (например, наследство).

Оценка результатов НИР и НИОКР

Информация, носящая коммерческий или технический характер, владение которой способно значительно повысить прибыльность бизнеса, относится к ключевым и дорогостоящим товарам. Данной информацией является оценка результатов НИР и НИОКР.

Оценка результатов научно-исследовательских работ (НИР) и опытно-конструкторских работ (НИОКР) — это обязательная составляющая работы предприятия, позволяющая оценить перспективность ноу-хау, а также обеспечивающая экономическую стабильность компании. Владение данной информацией дает возможность значительно повысить уровень эффективности бизнеса посредством формирования стратегии управления предприятием на базе нематериальных активов. Фактически она является объектом интеллектуальной собственности, занимая одно из ключевых мест в структуре активов предприятия.

В оценку результатов НИР и НИОКР входит оценка стоимости инновационной технологии в качестве суммы таких составляющих, как методы и знания, носящие технический или административно-управленческий характер, способные приносить экономическую выгоду или иную пользу. Информация не охраняется патентами и может быть использована в следующих случаях:

  • для целей взноса в уставной капитал компании;
  • изменения учетной балансовой стоимости;
  • купли-продажи и пр.

Список документов, необходимых для оценки результатов интеллектуальной собственности, Вы можете уточнить, позвонив нам по телефону:

8 (963) 964-27-72